Рукава не делают спустя рукава!

Предприятий, ремонтирующих и изготавливающих рукава высокого давления (РВД), много, и это объясняется большой потребностью. Выход из строя РВД либо выводит из строя узел, в работе которого этот шланг используется, либо, что бывает чаще, останавливает работу всего транспортного средства. Малейшие признаки приближающейся поломки РВД необходимо сразу же ликвидировать, так как разрыв рукава может повлечь самые плачевные последствия, включая человеческие жертвы.

Технология ремонта или изготовления РВД действительно достаточно проста, хотя и требует определенной подготовки, но главное – это наличие соответствующей техники.

После демонтажа требующего замены РВД на специальном отрезном станке режут новый. Следует учитывать, что в импортной технике используют РВД нестандартной длины, поэтому для определения длины нового рукава следует измерить дефектный рукав от торца ниппеля до торца другого ниппеля. Желательно, чтобы новый рукав был рассчитан на несколько большее давление, чем старый. Это советуют делать для того, чтобы увеличить срок службы нового рукава: возможно, что для старого используемое давление было слишком велико.

На рукав завод-изготовитель наносит диаметр условного прохода (DN). DN в иностранных рукавах практически совпадает с этим параметром в российских изделиях, несмотря на то, что за рубежом он задается в дюймах, а у нас – в миллиметрах. Но отличия есть: например, рукава с DN10 и DN20 пропускают только 89% потока «гостовского» шланга, а рукав с DN12, наоборот, превышает почти на 6% диаметр условного прохода шланга российского производства.

В случае работы с так называемыми тяжелыми рукавами для соединения с фитингом – элементом, соединяющим рукав с соответствующими узлами транспортного средства, наружный и внутренний края шланга следует очищать от изоляции до металлической оплетки. Промышленность, например, производит в соответствии с европейским стандартом EN856 рукава 4SP с четырьмя спиральными навивками стальной проволокой или рукава 4SH тоже с четырьмя навивками, но особо прочной проволокой для противостояния повышенному давлению. Есть даже шестинавивочные рукава типа R13, рассчитанные на особо тяжелые условия работы. Операцию зачистки изоляционных слоев аккуратно и быстро проводят с помощью так называемых окорочных станков.

Самой ответственной операцией «процесса» является обжим фитинга. Эта операция производится на специальных станках – обжимных прессах. Производители выпускают широчайший спектр опрессовочных станков, от простеньких переносных до высокопроизводительных пресс-автоматов. В зависимости от фирмы-изготовителя технология обжима может немного разниться, но общим является то, что на станок устанавливают специальные обжимные кулачки. Это сменный инструмент, диаметр необходимого комплекта кулачков зависит от диаметра фитинга и подбирается в соответствии с данными в паспорте станка, там же указывается и необходимое усилие обжима. Качество проведенной операции обычно проверяют специальным контрольным щупом, имеющим с двух сторон разные диаметры и работающим по принципу пробки «проход–непроход». Некоторые не очень ответственные производители проверяют «плоды» своих обжимов, замеряя наружный диаметр. Таблица соответствия наружного и внутреннего диаметров обычно имеется либо в паспорте станка, либо в справочной литературе, но это далеко не самый точный способ проверки качества. Те, кто занимается выпуском РВД на высоком уровне, используют для всесторонней проверки качества своей продукции специальные испытательные стенды.

Непосредственно перед обжимом к новому шлангу подбирают соответствующий фитинг. Импортные РВД комплектуют фитингами самых разных стандартов. В Японии приняты стандарты ALI и ALR. Английский стандарт BSP базируется на дюймовых резьбах; стандарт NF, принятый во Франции, предусматривает резьбы с мелким шагом и т. д. Существуют стандарты NPT, NPSM – по ним работают американцы. Немецкий стандарт DKO-L, как и российский стандарт DKL, «закладывает» в соединениях метрическую резьбу. Для определения типа и шага неизвестной резьбы необходимо провести замеры старого фитинга штангенциркулем и резьбомером и обратиться к справочным таблицам.

А если речь идет о каком-то экзотическом соединении (например, в коммунальной технике «любят» нестандартные соединения, в которых используется очень «нетрадиционная» резьба), а рукав надо срочно менять, то в новый рукав можно установить ремонтный фитинг. По сути, используется крепежная головка «родного» фитинга, которая и «работала» на прежнем шланге, а та часть фитинга, что впрессовывается в новый рукав, приваривается или припаивается специальным припоем, разработанным именно для ремонта РВД.

Сейчас все более широкое распространение получают фитинги серии BRS, называемые еще быстроразъемными. Они удобны в работе и обслуживании, снижают потери рабочей жидкости при монтажных операциях, не требуют снижения давления в системе для отсоединения рукавов. Конструкция BRS исключает попадание грязи и пыли в гидропровод. Это, безусловно, несколько более дорогой вид фитингов, чем обыкновенные, но в перспективе, по-видимому, такие фитинги получат повсеместное признание и распространение.

Чтобы контролировать сроки эксплуатации, необходимо видеть дату выпуска на устанавливаемом рукаве. В комплект профессионального оборудования для изготовления рукавов обычно входит специальное устройство для их маркировки.

В числе ведущих производителей оборудования для изготовления РВД можно назвать финские компании Finn-Power и D-Hydro Oy, O+P (Италия), немецкую Uniflex, английскую Verso, а также Techmaflex (Франция). Они производят и поставляют на наш рынок отрезные станки, от переносных до высокоскоростных полуавтоматов и автоматов, прессы для обжима с наборами кулачков всех типоразмеров, эффективные и безопасные окорочные машины, испытательные стенды и другое дополнительное и сопутствующее оборудование высокого качества.

Условно выделяют два вида шлангов. Это шланги универсальные и специальные. Универсальные имеют широкое распространение, поскольку подходят для любых типов современных гидравлических механизмов. Обладая всеми необходимыми сертификатами качества – как отечественными, так и международными, они могут транспортировать жидкости и газы, имеющие температуру от –50 до +100 °С. Специальные отличаются повышенным ресурсом, надежностью и устойчивостью к термическому, климатическому и механическому воздействию.

Очень важен выбор категории РВД. Известны многочисленные случаи, когда универсальные шланги выходили из строя по причине переохлаждения и локального промерзания при остановке в зимний период дизельных экскаваторов. Трещины появлялись в основном в местах перегиба рукавов, передающих гидравлическую жидкость. Неоднократно бывали случаи вздутия универсальных рукавов, появляющиеся при попытке прокачивать при температуре –49…52 °С загустевшее масло. Вздутие является дефектом, требующим обязательной замены рукава.

Телефоны доверия. Горячие линии.

Предприятий, выпускающих высококачественные РВД (без фитингов), в силу сложности технологического процесса производства немного. К ведущим в отрасли можно отнести Diesse (Италия), Manuli Rubber Industries, Parker Hannifin Corporation, Semperflex (Австрия, Чехия), Rapisarda (Италия), компанию Hydroscan из Швеции и некоторые другие. В Японии хорошо знают и доверяют компании Yokohama Rubber Co., являющейся поставщиком рукавов Коmatsu. Индийская компания Parker Markwel Industries Pvt., Ltd. является крупнейшим в мире производителем спиральных, оплеточных и индустриальных рукавов высокого давления. Эта компания обслуживает такие известные бренды, как Volvo India, SAAB, Atlas Copco, Caterpillar India Pvt, Bharat Earth Movers, L & T Komatsu.

В России резину для рукавов высокого давления выпускают ФГУП «Соликамский завод «Урал», ООО «Поликур» (Курск) и не так давно выпуск освоило предприятие «Сварог» (Новокузнецк).

Руководителям предприятий, имеющим, например, спецтехнику в достаточном количестве, имеет смысл оценить экономический эффект от организации ремонта рукавов непосредственно на предприятии. Так, затраты на приобретение обжимного пресса, отрезного и окорочного устройств, маркировочного и испытательного оборудования, необходимых расходных материалов, по мнению экспертов, окупятся уже через 8…9 месяцев, даже если ремонтировать лишь по одному РВД в день. А затем оборудование станет приносить прибыль. При этом обязательно сократятся простои, связанные с ремонтом РВД, а качество ремонта всегда можно будет проконтролировать. Можно предложить свои услуги по изготовлению РВД и другим предприятиям. Заинтересованным лицам есть о чем задуматься.

Источник: https://www.os1.ru


Просмотрено: 7283